Новое транспортное средство очень быстро завоевало широчайшую популярность, и в период отпусков на автотрассах можно было наблюдать вереницы автомобилей с прицепами на буксире. Каких только конструкций здесь нет!
Прицепы-дачи, «раскладушки», моторные лодки и яхты на трейлерах, прицепы самоходные — наземные и плавающие — всего не перечислить!
Спрос на прицепы к легковым автомобилям очень велик. В этом нет ничего удивительного; имея прицеп, можно освободить салон автомобиля от всего ненужного в пути, но совершенно необходимого на биваке. Кроме того, он позволяет перевозить габаритные грузы, расширяя таким образом возможности хозяйственного использования автомобиля.
Сейчас, накануне массовой автомобилизации нашей страны, вопрос о прицелах становится особенно острым. Даже если взять только один показатель — увеличение грузоподъемности, достигаемое за счет использования прицепа, в среднем на 50-60 % (что является вполне реальным), получатся сотни тысяч тонн, перевезенных при том же расходе моторесурса и горюче-смазочных материалов.
В бюджете страны это равносильно тысячам освободившихся железнодорожных вагонов и огромной сумме экономии средств за счет уменьшения трудоемкости перевозок. ;
Но откуда же взялись прицепы, которое мы видим на дорогах? В большинстве своем они созданы кустарным способом или малыми сериями на предприятиях родственного профиля. На постройку их совершение непроизводительно затрачивается уйма времени и труда, так как сколько-нибудь проверенных типовых проектов нет, и любители копируют вприглядку импортные прицепы либо заимствуют друг у друга отдельные удачные образцы. В результата сплошь и рядом получаются конструкции уродливые, тяжелые, неудобные и небезопасные в эксплуатации.
Идя навстречу любителям, ГАИ СССР разработала новые «Технические требования» на постройку самодельных прицепов, и сейчас они вступили в силу на всей территории СССР. «Технические требования» обязательны как для органов ГАИ, осуществляющих регистрацию к техническое освидетельствование самодельных прицепов, так и для владельцев этих прицепов. Мы помещаем текст новых «Технических требований» полностью — для правильной ориентации наших читателей в этом вопросе.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ПРИЦЕПЫ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Настоящие технические требования распространяются на прицепы, предназначенные для буксировки легковыми автомобилями по дорогам общей сети СССР.
1. Прицепы должны соответствовать настоящим техническим требованиям, а прицепы промышленного изготовления, кроме того, утвержденным в установленном порядке чертежам и техническим условиям.
2. При изготовлении прицепов допускается использование агрегатов, узлов, механизмов, деталей и шин легковых автомобилей и мотоколясок.
Узлы и агрегаты прицепов, на которые имеются государственные стандарты или отраслевые нормали, должны выполняться в соответствии с типоразмерами, конструктивными и техническими требованиями, предусмотренными указанными стандартами или нормалями.
Прицепы должны изготовляться только одноосными.
4. Максимальный полный вес прицепа (с грузом) не должен превышать 60% снаряженного веса тягового автомобиля.
5. Максимальный полный вес прицепа (с грузом), не имеющего тормозов, не должен превышать 30% снаряженного веса тягового автомобиля.
6. Прицепы, имеющие полный вес свыше 750 кг, должны быть оборудованы рабочими и стояночным тормозами.
7. Стояночный тормоз должен удерживать прицеп (с грузам) в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 20%.
Усилие на рукоятке привода стояночного тормоза не должно быть более 30 кг.
8. Прицепы, не имеющие стояночных тормозов, должны быть. снабжены двумя противооткатными упорами («башмаками») для подкладывания под колеса при стоянках без тягового автомобиля.
9. Величина тормозного пути автопоезда, в составе которого находится прицеп, оборудованный тормозами, не должна превышать тормозной путь одиночного тягового автомобиля более чем на 10%.
10. Для обеспечения безопасности движения обязательна установка предохранительного (аварийного) троса или цепи между сцепным устройством автомобиля и дышлом прицепа; в случае аварийного отрыва от тягового автомобиля дышло прицепа не должно касаться поверхности дороги.
11. Габаритные размеры прицепов должны быть:
а) длина — до 1,5 длины тягового автомобиля, но не более 8 м.
б) высота — до 1,5 размера колеи прицепа, но не более 2,5 м.
в) ширина может превышать ширину тягового автомобиля не более чем на 200 мм на каждую сторону, но при этом не должна быть более 2,5 м.
12. Колея прицепов должно быть не менее колеи основного тягового автомобиля.
13. Дорожный просвет прицепов должен быть не менее, чем у основного тягового автомобиля.
14. Прицеп в составе автопоезда с тяговым автомобилем при движении по прямой не должен «вилять» в каждую сторону более чем на 3% его габаритной ширины.
15. Прицеп должен иметь тягово-сцепное устройство в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 320-68. «Тягово-сцепное устройство шарового типа. Сцепной шар. Размеры».
16. Конструкция крепления шара тягово-сцепного устройства к автомобилю должна осуществляться через силовые элементы рамы или кузова и обеспечивать надежность работы при эксплуатации автопоезда.
17. Вертикальное (статическое) давление от тягового сцепного устройства прицепа с грузом, передаваемое на сцепной шар, должно быть в пределах 25-50 кг, в зависимости от соотношения веса тягового автомобиля и полного веса прицепа.
18. Прицепы должны быть оборудованы внешними световыми приборами по ГОСТ 8769-69 и штепсельной вилкой по ГОСТ 9200-59.
При габаритной ширине прицепа, превышающей ширину тягового автомобиля, расположение передних световозвращателей должно определять габарит прицепа по его ширине.
На прицепах для перевозки лодок и подобных изделий допускается внешние задние световые приборы монтировать на выносном кронштейне.
19. Прицепы должны иметь опорные стойки, обеспечивающие устойчивость прицепа с отцепленном состоянии.
20. Опорные стойки прицепов в транспортном положении не должны ухудшать проходимость автопоезда.
21. Прицепы должны иметь кронштейны (или место) для крепления номерного знака по ГОСТ 3207-65.
22. Прицепы, предназначенные для перевозки лодок и других грузов, должны быть оборудованы устройствами для их крепления.
23. На всех наружных поверхностях прицепа не должно быть острых кромок и углов, а на боковых поверхностях — выступающих деталей, который могут явиться причиной травмирования.
24. Внешняя форма прицепа, а также детали оформления должны соответствовать современным эстетическим требованиям.
25. Окраска прицепов должна быть ровной, без трещин, отслоений, пузырей и потеков.
26. При эксплуатации прицепа, габаритная высота которого превышает высоту нижней кромки заднего стекла автомобиля, последний должен быть оборудован двумя выносными зеркалами заднего вида.
Примечание:
В соответствии с правилами регистрации и учета подвижного состава автомобильного транспорта прицепы к легковым автомобилям подлежат регистрации в органах Госавтоинспекции. По материалу журнала "Моделист-конструктор" времён СССР


@темы: прицепы к легковым автомобилям