«У Спаса на Песках на Арбате в 8-й части, № 28 продаётся мальчик 10 лет». 100 с небольшим лет назад такое объявление никого не могло особенно удивить. Тогда в России из каждых десяти жителей четверо были рабами — крепостными крестьянами. Помещик был их полновластным хозяином. Их меняли на породистых собак, продавали целыми деревнями или поодиночке, разбивая семьи. Помещик мог высечь крепостного крестьянина розгами, заковать в кандалы, отправить в ссылку в Сибирь. Закон разрешал помещику всё это делать.
Так было не всегда. Древняя Русь не знала крепостного права. Земли, принадлежавшие князьям, монастырям, боярам да дворянам, обрабатывали крестьяне. Они должны были, сверх того, расплачиваться с хозяином деньгами или продуктами за свой двор и надел земли. Но крестьянин всё же имел право сменить хозяина, поселиться в другом месте и вовсе стать свободным.
Постепенно помещики ввели ограничения: только раз в году, осенью, в Юрьев день, крестьянин мог покинуть своего господина, если заплатил большие деньги.
А в конце 16 в. крестьянам было совсем запрещено уходить от своих господ. Крестьянин стал считаться «крепким» своему помещику (отсюда и слово «крепостной»), был закреплён за ним. Ещё тяжелее стало жить крестьянам. Каждый день на рассвете барский приказчик выгонял их на помещичье поле. На своё хозяйство крестьянину оставались только ночи да воскресенья. А за малейшую провинность — розги, плети.
Помещик старался, чтобы всё у него в хозяйстве делалось руками его рабов, которым не надо платить за работу: свои плотники и портные, столяры и садовники и даже свои крепостные художники, архитекторы, артисты. Тот, кто был в некогда принадлежавших богатому графу Шереметеву усадьбах Кусково и Останкино, видел замечательные картины, написанные руками крепостных живописцев, сцену театра, где для развлечения графа и его гостей выступали крепостные актёры. Долгие годы томились в крепостной неволе замечательный художник Тропинин и выдающийся артист Щепкин, великий украинский поэт Тарас Шевченко. Такие крепостные особенно сильно переживали свою рабскую зависимость. Актёров и актрис секли розгами за ошибку в роли, насмерть забивали крепостного архитектора, не угодившего своему барину.
Не мирились крепостные крестьяне со своей тяжёлой долей. Многие из них убегали в отряды Степана РАЗИНА и Емельяна Пугачёва. Крестьянские бунты, страх перед всеобщим восстанием принудили царя Александра II и дворян в 1861 г. отменить крепостное право. Крестьянин стал лично свободен. Но и тут обманули крестьян; их заставили постепенно выплачивать помещикам выкуп за своё освобождение и отобрали лучшие земли.
Только Великая Октябрьская революция принесла полную свободу крестьянству.
"Что такое? Кто такой?", издательство "Просвещение", 1968 г.
Так было не всегда. Древняя Русь не знала крепостного права. Земли, принадлежавшие князьям, монастырям, боярам да дворянам, обрабатывали крестьяне. Они должны были, сверх того, расплачиваться с хозяином деньгами или продуктами за свой двор и надел земли. Но крестьянин всё же имел право сменить хозяина, поселиться в другом месте и вовсе стать свободным.
Постепенно помещики ввели ограничения: только раз в году, осенью, в Юрьев день, крестьянин мог покинуть своего господина, если заплатил большие деньги.
А в конце 16 в. крестьянам было совсем запрещено уходить от своих господ. Крестьянин стал считаться «крепким» своему помещику (отсюда и слово «крепостной»), был закреплён за ним. Ещё тяжелее стало жить крестьянам. Каждый день на рассвете барский приказчик выгонял их на помещичье поле. На своё хозяйство крестьянину оставались только ночи да воскресенья. А за малейшую провинность — розги, плети.
Помещик старался, чтобы всё у него в хозяйстве делалось руками его рабов, которым не надо платить за работу: свои плотники и портные, столяры и садовники и даже свои крепостные художники, архитекторы, артисты. Тот, кто был в некогда принадлежавших богатому графу Шереметеву усадьбах Кусково и Останкино, видел замечательные картины, написанные руками крепостных живописцев, сцену театра, где для развлечения графа и его гостей выступали крепостные актёры. Долгие годы томились в крепостной неволе замечательный художник Тропинин и выдающийся артист Щепкин, великий украинский поэт Тарас Шевченко. Такие крепостные особенно сильно переживали свою рабскую зависимость. Актёров и актрис секли розгами за ошибку в роли, насмерть забивали крепостного архитектора, не угодившего своему барину.
Не мирились крепостные крестьяне со своей тяжёлой долей. Многие из них убегали в отряды Степана РАЗИНА и Емельяна Пугачёва. Крестьянские бунты, страх перед всеобщим восстанием принудили царя Александра II и дворян в 1861 г. отменить крепостное право. Крестьянин стал лично свободен. Но и тут обманули крестьян; их заставили постепенно выплачивать помещикам выкуп за своё освобождение и отобрали лучшие земли.
Только Великая Октябрьская революция принесла полную свободу крестьянству.
"Что такое? Кто такой?", издательство "Просвещение", 1968 г.